Тинькофф Банк подтвердил, что откажется от бренда «Тинькофф». Команда переходящего от Олега Тинькова Владимиру Потанину бизнеса хотела бы избавиться от токсичного имени, когда-то приносившего успех и делавшего банк без офисов узнаваемым. Финтолк объясняет, как именно смена имени повлияет на отношение банка к клиентам и клиентов к банку, а также чем чревато возможное объединение Тинькофф Банка с Росбанком.Что произошло между Олегом Тиньковым и банкомТинькофф Банк его основатель и идейный вдохновитель Олег Тиньков покинул еще в конце апреля. Одновременно бизнесмен дважды резко высказался о действиях правительства после 24 февраля. Хронология событий:

  • 28 февраля предприниматель сказал, что государства должны тратить деньги на лечение людей, а не на боевые действия. 
  • 19 апреля он заявил, что «на Украине погибают невинные люди», а у текущих военных действий нет «ни одного бенефициара». 
  • 22 апреля в Тинькофф Банке поспешили заявить, что уже в этом году банк намерен провести ребрендинг. Дальше события разворачивались еще более причудливо.  
  • 28 апреля Олег Тиньков продал 35 % TCS Group, материнской компании «Тинькофф», компании «Интеррос» олигарха Владимира Потанина и таким образом полностью вышел из акционерного капитала банка. 
  • 2 мая Тиньков объявил, что для него это была экстренная сделка, которая произошла «в безвыходных обстоятельствах», что он «не мог обсуждать цену» и вынужден был «взять, что предлагают». По словам бизнесмена, кто-то из Кремля связался с руководством банка и предупредил о проблемах для финучреждения, если оно не сменит владельца и название. Речь, мол, шла о возможной национализации.
  • Почему он такой одинКоллеги по цеху называют Тинькова человеком, который отлично видит, как будет развиваться рынок и в какие ниши стоит заходить.

    «Он бежит не туда, где шайба, а туда, где она должна быть», — так описывал бизнес-стратегию предпринимателя маркетолог Самвел Аветисян, который много лет работал с ним в разных проектах.

    Олег Тиньков создал несколько бизнесов с нуля в довольно неожиданных для того времени сегментах  (сеть магазинов «Техношок», дорогое пиво, премиальные пельмени, рестораны, банк без отделений), а потом удачно их продавал и переходил к новым проектам. Что примечательно, после ухода Тинькова бизнесы жили недолго и довольно быстро прекращали существование даже при сохранении торговой марки.Фишками всех бизнесов Олега Тинькова были брендинг, пиар и маркетинг. Так, в одной из своих книг он писал о том, что торговая марка — ключевой вопрос конкуренции. Именно сам предприниматель был локомотивом продвижения своих бизнесов и даже некоторым из них давал свое имя. 

    Александра Краснова, автор телеграм-канала Moneyhack, ведущая подкаста «Калькулятор»:

    Олег Тиньков визионер и человек-бренд. Для банка он был своего рода пиар-локомотивом новости с упоминанием Олега и банка всегда привлекали к себе повышенное внимание. Могу сказать это по своему опыту медиаменеджера.

    Чем удивляет Тинькофф БанкПроект Тинькофф Банка считается примером того, как можно выделиться на суперконкурентном рынке и найти свободную нишу там, где, казалось бы, уже не втиснуться новому игроку. Как писал «Секрет фирмы», в 2006 году на каждого россиянина было только 0,05 активированной кредитки, в то время как в США — больше трех. Олег Тиньков увидел, что тут есть где разгуляться. И запустил банк, нехило раскачав банковское болото своим появлением.Чем Тинькофф Банк удивил рынок: полностью удаленное обслуживание без отделений, акцент на дебетовых и кредитных картах. Идея для мира была не новая, а вот для России — максимально передовая. 

    Сам Олег Тиньков стратегию банка в своей книге описывал так: «С одной стороны, математика, автоматизация, технологии, процессы. С другой стороны, эмоции, реклама, соцсети, PR. На этом симбиозе и случилось счастье под названием «Тинькофф банк». А большинство банков либо про математику, либо про бренд совсем не думают. Посмотрите на первую сотню: 90 % имен эмоций не вызовут. Ни плюс, ни минус не поставишь. Постно, неинтересно, никак».

    Что будет с Тинькофф без ТиньковаКогда в апреле 2020 года стало известно, что Олег Тиньков решил уйти с поста главы совета директоров Тинькофф Банка, чтобы сосредоточиться на здоровье, участники рынка опасались, что компания сдуется. Что команда банка без яркого лидера и своего супергероя, который вкладывал свои энергию и мировоззрение, будет заниматься только вопросами сохранения текущих позиций. Что до креативных идей и новшеств руки уже не дойдут. Опрошенные Forbes аналитики озвучивали свои опасения в таком ключе: розничный банк подобного масштаба во многом был построен на харизме крупнейшего акционера, умении продавать идею инвесторам и организовывать вокруг себя талантливых людей, любой такой бизнес зависим от личности основателя, и его уход нежелателен для инвесторов. Тогда по инерции и за счет команды банк продолжал работать в прежнем режиме, да и тень основателя витала в воздухе над банком.Сейчас Олег Тиньков не просто отошел от дел, а покинул банк. Как считают эксперты Финтолка, для репутации банка и дальнейшей стратегии в будущем Уже-не-Тинькофф-банка уход его основателя, тем более давшего банку свое имя, — это большая потеря.

    «Складывается довольно травмирующая ситуация: основатель банка продает свою долю, и затем банк заявляет, что меняет название. Есть в этом что-то неправильное, как будто с банком что-то пошло не так», — рассуждает финансовый блогер Александра Краснова.

    Эксперт Финтолка рассказывает, что сейчас видит по комментариям читателей своего телеграм-канала, как у людей есть определенные опасения: вдруг банк столкнется с проблемами, раз из него ушел Олег Тиньков? Так что контекст, в котором происходят события, у клиентов вызывает тревогу и дополнительные переживания. Нельзя не упомянуть, что в конце апреля банк покинул также председатель правления Оливер Хьюз, который работал в Тинькофф с момента основания — это человек, который, по сути, и строил банк.

    Переживать о самом существовании Тинькофф Банка без Тинькова клиентам, по всей видимости, не стоит. Ведь речь идет, подсказывает Александра Краснова, про большую организацию с акционерами, которая торгуется на бирже.

    Аналитик ФГ «Финам» Игорь Додонов верит, что у банка все будет в порядке, если он сохранит то, за что его любят на рынке: получение финансовых услуг полностью по цифровым каналам, высокоразвитая экосистема, очень удобное и функциональное мобильное приложение. В общем, не скатится до уровня безликого госбанка с допотопным мобильным приложением.Что будет с банком при ПотанинеКак на клиентах отразится приход нового владельца, пока не очень понятно, потому что своих планов тот не озвучивал. Как объяснили Финтолку в Тинькофф Банке, новый акционер заинтересован в сохранении высоких показателей группы, ее талантливой управленческой команде и уникальной ДНК «Тинькофф», менеджмент остается привержен ценностям TCS Group. Как считают эксперты Финтолка, для Тинькофф Банка сейчас не так страшен Потанин, как происходящее в стране в целом — скорее, на банк будут оказывать большее влияние экономические и политические факторы, чем смена акционера. Плюс нужно иметь в виду, что у Владимира Потанина не контролирующий пакет, а значит, предложения и решения его команды будут учитываться советом директоров, но, возможно, не станут определяющими. 

    «Я не удивлюсь, если окажется, что „Интеррос“ является лишь промежуточным покупателем доли в TCS Group, и этот пакет в итоге будет перепродан кому-то еще», — высказывает предположение аналитик «Финама» Игорь Додонов.

    Один из обсуждаемых сценариев — объединение группы «Тинькофф» с еще одним новоприобретенным потанинским банком. Еще в середине апреля стало известно, что «Интеррос» купит Росбанк у французов Societe Generale.

    «Покупка Владимиром Потаниным двух банков в одном месяце наводит на определенные размышления, — анализирует Александра Краснова. — Я не исключаю объединения этих активов. Потому что кризис — это время консолидации и слияний, которые совершаются для того, чтобы выжить».

    Игорь Додонов считает, что технологические сервисы «Тинькофф» могли бы вполне неплохо дополнить традиционные банковские продукты и офисы «Росбанка». А значит, в результате объединения мог бы получиться сильный универсальный банк, который бы прочно вошел в российский топ-10 по величине активов. Что будет с клиентами Тинькофф БанкаКак правило, слияния и поглощения не проходят для клиента бесследно. Как обычно бывает:

  • Могут возникать технические-бюрократические косяки при объединении систем двух банков, какие-то данные способны банально потеряться и забыться.
  • Могут измениться условия — все-таки вы приходили открывать счет в один банк, а теперь и вывеска другая, и клиентский сервис рискует измениться, сотрудники другие, и вообще все по-новому.
  • В целом для рынка, а значит, и для клиентов, плохой звоночек — банки объединяются, игроков становится меньше, снижается конкуренция, и уже не надо выпрыгивать из штанов ради клиента, чтобы он выбрал тебя из сотни других. 
  • Чем выше монополизация, тем выше цены на обслуживание и хуже условия. Альтернатив у клиента меньше, и деваться ему, бедному, некуда.
  • Если вы были тем самым пользователем услуг банка, которому важна личность Тинькова, его стиль и подход к бизнесу, уход основателя для вас так себе новость. А у Тинькова среди клиентов действительно была фан-база. Хотя доля клиентов, начавших сотрудничество с банком из-за фамилии его основателя, уменьшается, говорит основатель Службы правильного маркетинга «Цель» Михаил Пискунов: сейчас люди, скорее, выбирают банковские продукты из-за уровня сервиса и привлекательности офферов.Многих клиентов привлекал статус Тинькофф Банка — частный, прогрессивный, независимый от власти и связанных с государством олигархов, в противовес замшелым госбанкам. Здесь тоже все плохо — дальше работа банка, по мнению Михаила Пискунова, будет строиться в условиях плотного сотрудничества с властьимущими: о былой независимости как одной из главных ценностей бренда придется забыть. С другой стороны, если вам могли прийтись не по душе антивоенные высказывания создателя Тинькофф Банка и вы не становились его клиентами из-за негативного отношения к неоднозначной личности Олега Тинькова, рекламный отдел сделает все, чтобы вы всерьез задумались о получении дебетовой карточки.Кстати, о рекламе. Чтобы разгрести последствия всего происходящего и объяснить, что теперь будет с банком, как противникам, так и фанатам Тинькова, маркетологам банка придется серьезно потрудиться. 

    Банк сейчас будет вынужден бросить все силы на то, чтобы минимизировать репутационные риски, связанные с резкими высказываниями бывшего харизматичного акционера и с тем, как странно и быстро основатель банка его покинул, считает эксперт Финтолка Михаил Пискунов.

    Клиентам Тинькофф можно смело запасаться попкорном и следить, как будет меняться подход к пиару и как фигуру основателя будут задвигать отдалять. Каким же будет новое название банка? Пока источники на рынке молчат. Как рассказали Финтолку в самой компании, Тинькофф Банк уже давно перерос первоначальный смысл именного бренда, и компания приняла решение оставить старую торговую марку истории.А если санкцииЭксперты Финтолка уверяют, что риски наложения санкций на Тинькофф Банк сейчас не столь высоки, как, например, у банков с госучастием. Однако все может измениться. Пока же Тинькофф временно отключил SWIFT-переводы в евро.Как считает аналитик «Финама» Игорь Додонов, если на Тинькофф и наложат санкции, его клиентам не стоит делать резких движений. Все внутренние рублевые операции банк будет продолжать осуществлять без каких-либо проблем, а с международными операциями российских банков, даже неподсанкционных, и без того возникают сложности в свете последних событий. Что касается мобильного приложения, из-за санкций оно не перестанет работать, просто его нельзя будет загрузить через магазины приложений. Конечно, это доставит некоторые неудобства: 

    «Владельцы смартфонов на Android смогут устанавливать мобильное приложение «Тинькофф» обходными путями. Инструкцию, как это сделать, банк наверняка напишет и распространит. Кроме того, для пользователей iOS и Android останутся доступны веб-версии приложения».

    * Признан в РФ иностранным агентом.