Шестой по счету пакет санкций в отношении России начиная с конца прошлой недели принимает и все никак не примет Евросоюз. Процесс затягивается из-за согласования самой жесткой меры — полного нефтяного эмбарго. Оно отчасти уже действует: крупные европейские и американские компании отказываются покупать российскую нефть. Финтолк объясняет, насколько сильно отказ ЕС и США от российской нефти может ударить по экономике страны.
Содержание
Сложное решение
Разговоры о том, что от энергоресурсов из России пора бы отказываться полностью, в Европе идут с самого дня Х, 24 февраля. Ситуация, когда лидеры европейских стран объявляют один пакет санкций за другим, но одновременно продолжают платить десятки миллиардов евро за нефть и газ, и правда выглядит несколько абсурдно.Тем не менее отказ от российской нефти продолжает оставаться сложным шагом и для самого Евросоюза. В мире год назад начала проявляться тенденция нехватки нефти. Во время пандемии коронавируса спрос упал и добычу снизили. Однако экономика быстро начала восстанавливаться. И тут производители нефти столкнулись с тем, что вернуть объемы добычи на прежний уровень не успевают.Яркий индикатор — динамика мировых цен на нефть. Они уже весной 2021-го вернулись на уровень до пандемии (свыше 60 долларов за баррель), после чего продолжили рост.
Российский бюджет на 2022 год сверстан исходя из базовой цены на нефть Urals вообще в 44,2 доллара за баррель. При этом в апреле средняя цена составила более 70 долларов. Итог – дополнительные 280,9 млрд рублей за один только месяц.Насколько для Евросоюза решение о нефтяном эмбарго является сложным, говорит и то, как долго оно обсуждается. На момент написания текста единой позиции по-прежнему не было, хотя обещали согласовать пакет санкций еще до 9 мая. Против резкого отказа от российской нефти по понятным причинам выступают страны, которые от нее больше всего зависят.В первую очередь это страны Восточной Европы, поставки в которые ведутся еще с советских времен. И их можно понять: когда трубопроводы проложены именно из российских месторождений, а оборудование нефтеперерабатывающих заводов настроено на работу с Urals, даже технически сложно просто так взять и все поменять. Несмотря на репутационные издержки. К тому же стоит учитывать экономическую сторону вопроса.
Николай Вавилов, специалист департамента стратегических исследований Total Research:
— Замещать по тем же ценам, по которым в Европе покупали российскую нефть, будет проблематично — в большинстве своем объемы уже законтрактованы, а продавцы со свободными запасами будут пользоваться острой нуждой европейских государств, поэтому можно ждать постепенного удорожания нефти.
Альтернативные рынки
Пока европейские страны ищут новых поставщиков, Россия, соответственно, ищет новых покупателей — среди тех стран, которые санкции не объявляли и скидкам на отечественное черное золото будут крайне рады. Большие надежды, в частности, возлагаются на Индию. Но и тут не стоит думать, что все гладко.
«Доля стран Евросоюза в структуре экспорта российской нефти составляла 60 %. Выживание российской экономики возможно в случае переориентации поставок на азиатские рынки, в частности, Индии, однако такой вариант сложен ввиду логистических проблем и нестабильного спроса. Зависимость российской экономики от сырья по-прежнему велика, более 50 % дохода государственного бюджета», — подчеркивает директор по развитию цифровой платформы гражданских законодательных инициатив «Инициатор» Евгений Венгеровский.
Проблем с логистикой, опять же, могут добавить санкции. Изначально в тот самый шестой пакет вообще должен был войти еще и запрет на перевозку российской нефти. То есть «и сами не купим, и другим отвозить запретим». Но в итоге от этого решения, как утверждают источники ряда мировых СМИ, в ЕС отказались. Хотя осталось одно решение, способное вставить палки в винты танкерам с российской нефтью: из-за санкций могут возникнуть проблемы со страховкой.Задумка нефтяного эмбарго понятна — в идеале для Европы российский бюджет лишится половины своих доходов, и у страны будет меньше денег на новые ракеты и танки. Особенно с учетом того, что значительная часть денежных резервов, предназначенных российским правительством для использования в кризис, заморожена в иностранных банках.
Доходы России от продажи нефти и газа в 2022 году, если бы не осложнение отношений со всем миром, могли бы составить более 320 млрд долларов (25,8 трлн рублей), на треть больше, чем в 2021, подсчитали эксперты Bloomberg Economics. Для сравнения: доходы бюджета страны на 2022 год были запланированы как раз в размере 25 трлн рублей.
Пока ситуация выглядит так, что пострадать могут и некоторые страны Евросоюза, которые не смогут оперативно заместить российскую нефть. А уменьшение рынка сбыта для России (останется Азия) будет, чисто теоретически, компенсироваться ростом нефтяных цен. То есть каких-то денег бюджет России недосчитается, но сокращение (пока?) будет не столь разрушительным.Но это — в краткосрочной перспективе. В долгосрочной Россия может потерять занятую сейчас долю рынка, восстановить которую будет проблематично. К тому же санкции могут привести к снижению добычи нефти на российских месторождениях. Подобную ситуацию мы уже проходили в начале 90-х, когда разработанные в советские годы месторождения были уже истощены, а на новые не хватало инвестиций. Тогда реально доходило до очередей за бензином.Вывод пока такой. Ожидать, что завтра вся Европа перекроет трубы со своей стороны и дружно откажется от российской нефти, пока не стоит. Но в более длительной перспективе курс на отказ от энергоресурсов негативно отразится на бюджете страны. Больше деталей узнаем, когда страны Евросоюза все-таки договорятся между собой и обнародуют шестой пакет санкций в окончательном виде.